Моя гениальная подруга

Моя гениальная подруга

Случается порой, что нескольких минут просмотра сериала достаточно, чтобы понять, что ты смотришь нечто особенное, настолько наполнено магией происходящее на экране. И нет никаких сил оторваться от просмотра, а ожидание каждой новой серии похоже на вечность. Одним из таких событий в этом году стал итальянский сериал «Моя гениальная подруга», спродюсированный каналом НВО.

История двух подруг, маленьких девочек, затем подростков и юных девушек, растущих в бедном пыльном квартале Неаполя. История начинается в конце 50-х годов. Большинство семей существуют на грани нищеты, взрослые заняты непосильным трудом, и только и ждут, чтобы дети подросли, и уже после начальной школы, в 10-11 лет стали помощниками в мелких мастерских и лавочках, где с утра до ночи трудятся их родители, выбиваясь из сил и преждевременно старея. В этой среде продолжить образование даже в средней школе кажется непозволительной роскошью, но именно к этому стремятся обе подруги, от природы наделенные умом и упорством.

Элена (от лица которой и рассказана эта история) – чрезвычайно прилежная, способная ученица, классическая отличница, примерная, аккуратная, робкая девочка. И ее подруга Лила, девчонка-сорванец, маленький чертенок, необычайно одаренная от природы, самостоятельно выучившаяся читать и писать, пока другие ученики рисовали крючочки в прописях. История этой дружбы, охватывающая всю их жизнь, отражена в четырехтомном романе Элены Ферранте «Неаполитанский квартет». Первый сезон сериала «Моя гениальная подруга» снят по первому тому с одноименным названием.

Дружба двух девочек с самого начала полна искренней любви, поддержки, но в то же время и острого соперничества. Лила, обладающая взрывным противоречивым характером, нередко устраивает любимой подруге мелкие подлости, а Элена прощает ее, потому что не может не тянуться к этому источнику жизненной энергии и потому что понимает, что Лила превосходит ее интеллектом, и потому что восхищается бесстрашием подруги, умеющей защитить себя и ее в их крайне опасном квартале.

Обе девочки растут в среде с высочайшим уровнем агрессии. Отцы бьют матерей, детей бьют и те, и другие. Драки и убийства — обычное дело. Ругань и громогласные перепалки через весь двор – привычный фон жизни. Иногда, в исключительных случаях, страсти накаляются до того, что из окна летят кастрюли, цветочные горшки, утюги. И дети. Точнее однажды мы увидим, как разъяренный отец выкинул из окна дочь. С первого этажа, так что особо никто не удивился.

Но не стоит думать, что это мрачное кино. Совсем наоборот. Сериал о том, как две девушки в силу ума и характера, каждая по своему, стремятся прыгнуть выше головы, чтобы выбраться из той жизни, которая уготована им обстоятельствами рождения.

Сериал необычайно красивый. Наверно, только итальянцы, с их традициями великого кино, могут сделать столько красивейших кадров из пыльных серых бедных кварталов, тусклых, плохо сидящих платьев, нежных или грубых, но неизменно печальных лиц. Операторская работа хороша настолько, что местами возникает ощущение эффекта 3-D.

В кастинге на роль маленьких Элены и Лилы участвовало более девяти тысяч детей. Старших девочек тоже играют совсем юные актрисы, студентки. Но все эти сложнейшие роли сыграны восхитительно, сильно, точно, тонко, ярко и достоверно.

События первого сезона заканчиваются на самом интересном месте, на кульминационном моменте, на неожиданном происшествии во время свадьбы. Что приходит в голову, когда говорят о происшествии на свадьбе? Кто-то сбежал из-под венца? Кого-то убили, побили? Нет, здесь все гораздо сложнее, тоньше, изобретательнее, и главное, становится невыносимо интересно узнать , что же будет дальше. И пришлось бы нам ждать до второго сезона, но, к счастью, все четыре романа «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте переведены на русский язык.