Глаза Джима Керри

Глаза Джима Керри

Самое приятное, что произошло с мировым телевидением за последние годы, — приход крупных художников. Всё чаще и чаще слышны фразы: “Культовый режиссёр создаёт сериал”, “Оскароносный актёр согласился сниматься в новом проекте телеканала HBO.” Это уже перестаёт удивлять, но всё ещё радует.

Теперь с большого экрана на экраны поменьше перебрались обладатель Оскара Мишель Гондри и обладатель двух Золотых Глобусов Джим Керри. Которые вместе создали сериал «Шучу» для канала SHOWTIME. Хотя если начать перечислять достижения всей команды, то данная статья с лёгкостью превратится в перечисление регалий.

Лучше поговорим о самом “Шучу”. Стоит сказать, что название – это непереводимая игра слов. Не просто так из всех возможных синонимов выбрана именно форма Kidding, форма, которая основана на слове Kid — ребёнок. Главный герой, Джефф, — звезда шоу для детей. Очень доброго и очень красивого шоу, в котором детям рассказывают про окружающий мир. А ещё он отец, который недавно потерял своего ребёнка. В канун рождественских праздников его жена и двое близнецов попали в аварию по вине вышедшего из строя светофора. Хотя эти события произошли за год до начала событий сериала, травма становится только сильней.

Первое, что хочется отметить, это волшебная игра Джим Керри — в некоторые моменты ты перестаёшь ассоциировать человека в кадре с кем-то, кроме Джеффа Пиклса. Одних лишь только глаз достаточно, чтобы было понятно, что он сломан и плохо понимает, как пережить всё, что происходит. А уж когда на экране крупным планом появляется лицо с улыбкой, доброй, но очень тяжёлой, и всё тем же потерянным взглядом…

Второе, это работа режиссёров. Да, хоть Гондри и курировал весь процесс, но снимал не только он. Эта работа в основном просто хорошая, но самые важные серии не просто так снял сам Мишель Гондри — он использовал весь свой визуальный инструментарий для подчеркивания сути событий и персонажа. К, примеру, в одной из первых сцен общения Джеффа со своим отцом (а он ещё и продюсер шоу Джеффа) можно увидеть кадр выстроенный, как по учебнику. Крупный план лица, голова расположена в правой части экрана и смотрит вправо же, а за ним несколько выключенных ламп. Таким образом визуально подчёркивается, что Джефф воспринимает себя в конце своего пути, и путь этот совсем не освещённый. Или в той же серии есть момент, когда сын главного героя заходит в лес рядом со своим домом — при этом именно в лесу появляется туман и странные огоньки. Как бы подчеркивая фантасмагоричность происходящего в данный момент. Таких визуальных моментов очень много.

Третье, это сценарий. Много раз зрителю кажется, что он понял, куда развиваются события. Ты успеваешь выстроить ровную концепцию предстоящих событий. И такое поведение зрителя заложено в самом сценарии, герои иногда в открытую говорят, что же произойдёт дальше. Но (sic!) каждый раз происходит что-то, чего просто невозможно было ожидать.

Авторы дают одну крайне важная подсказка к пониманию всего сериала. Есть такое традиционное японское искусство кинцуги — реставрация керамических вещей с помощью золота. Дословно — золотая заплатка. Философия за этим процессом крайне простая: любые трещины и поломки — это часть истории вещи, поэтому их нельзя скрывать и забывать.

Да, «Шучу» это крайне тяжёлая история, история про самое страшное, что может произойти в жизни человека. При этом человек это настолько добрый и интересный, что единственный раз, когда на лице зрителя гарантированно появляется слеза, это слеза умиления.

Это тот случай когда произведение искусства заслуживает превосходных форм в описании. Фантастическая работа всех причастных, которая смогла стать важнейшим сериальным событием этого года. Полотно, которому пошёл на пользу сериальный формат, когда вместо полуторачасового фильма выходит десять серий по полчаса, у создателей есть возможность рассказать всё очень и очень подробно. Если вы ещё не успели познакомиться с Джеффом Пиклсом и его необычными родственниками, на их пути исцеления, то стоит не откладывать это дело в долгий ящик, оно того стоит.