Домашний арест — экранизация заголовков

Домашний арест — экранизация заголовков

При прочтении новостных лент появляется стойкое ощущение сюрреалистичности происходящего. Причём новости про чиновников с лёгкостью превосходят жёлтые заголовки по накалу страстей. И оставалось только ждать того момента, когда сценаристы пойдут по пути наименьшего сопротивления и превратят весь этот паноптикум в художественное произведение. Если честно, я ждал драмы, но вышла комедия и немного сказка.

«Домашний арест» рассказывает о мэре маленького города, которого взяли с поличным в момент передачи взятки и отправили под домашний арест на период следствия. Но вот только прописан он в коммунальной квартире, где родился и провёл всё детство.

Автором идеи является  Семён Слепаков — человек, хорошо известный своим чувством юмора и песнями, которые боятся включать на федеральных каналах. Это человек, который не первый год занимается производством комедийных сериалов. Но возникает впечатление, что это его первый проект. Да, шутки есть, есть даже такие, от которых начинаешь смеяться в голос, но вот само построение сюжета очень неровное. Самый простой пример: абсолютно все персонажи передумывают по несколько раз — даже решение выдвигать на выборы соседа арестованного мэра переигрывали раза три до самой последней серии. Подобные качели сильно портят впечатление от сериала, даже кажется, что таким методом хронометраж искусственно накачивали водой. Или же просто в работу пошли абсолютно все идеи сценаристов.

Хотя общая канва сюжета — это скорее добрая сказка в реалиях нашего общества: мэр-взяточник, но готов исправляться, народный кандидат, а по совместительству алкаш из коммуналки, с хорошими шансами на выборах, генералы ФСБ, копающие под губернаторов. Да много ещё подобных небылиц. При этом антураж ну очень уж реалистичный: обшарпанные квартиры, любовницы в дорогом белье, губернатор с его инстаграмом. Некоторые аспекты повествования прямо сразу напоминают конкретные новостные заголовки, особенно когда в кадре появляется коллектор в исполнении Баширова.

Вот тут стоит рассказать о главном плюсе и, одновременно, минусе — актерский состав. В проекте собралось много хороших актёров: Тимофей Трибунцев, Александр Робак, Павел Деревянко и Игорь Савочкин играют очень хорошо, но местами по-театральному. Это не плохо, но на, мой взгляд, подобные паузы в репликах и лёгкое сценическое переигрывание не идёт на пользу телевизионному произведению. На их фоне резко выделяются Светлана Ходченкова и Гоша Куценко, в игре которых никакой театральной наигранности нет. И все шутки этих персонажей играют на 100%, даже если это повторяющиеся репризы.

Отдельно скажу про юмор. Как и весь сюжет, юмор как бы раскачивается из стороны в сторону: то это классическая комедия положений с повторяющимися рефренами и обязательной для жанра суетой, то легкая и шутливая философская притча про ценности. Что несколько удивляет, обе половины вышли неплохо, просто немного необычно, когда после рассуждений о высоких материях на экране появляются крайне неприятные и грубоватые комичные персонажи. А вот что сделано хорошо, так это повторяющиеся шутки — как белка в “Ледниковом периоде” через все 12 серий проходит герой Гоши Куценко, постоянно путая, с кем же он общается в данный момент.

Хотя объектами для шуток выступают в основном чиновники и госслужащие, начиная с сотрудников мэрии и заканчивая врачами и педагогами, также досталось и коллегам Слепакова по Comedy Club, фильмы которых были подвергнуты высмеиванию.

Неожиданно в сериале проглядываются некоторые оппозиционные отсылки — как в шутках про 146%, так и в главных героях. Даже в какой-то момент может сложиться впечатление, что чуть ли не единственный положительный персонаж — это протестно настроенная девушка.

Сериал крайне актуальный и даже смешной. Но непоследовательность сюжета и провисания темпа не позволяют назвать его идеальным.  В конечном итоге мы имеем очень противоречивый сериал — то ли политический детектив, то ли комедия положений, может, даже любовная история. Хотя песня в начальных титрах явно настраивает на рассуждения о смысле жизни. Но финал — это откровенная сказка о том, что всё может закончиться хорошо.