Хороший. Русский. Сериал.

Хороший. Русский. Сериал.

В эфирах нашего подкаста иногда звучит отбивка про импортозамещение в сериалах. Большая часть российских сериалов – адаптации или плагиат, чаще всего ещё и достаточно посредственного качества. «Бесстыдники» — это «Бесстыдники». «Воронины» — «Все любят Рэймонда». Тырса — Хаус. Даже относительно свой «Метод» сильно напоминает «Декстера». Список можно продолжать, хотя встречаются и исключения. А вот сериал, о котором я расскажу сегодня, отпугивает своим названием, но приятно удивляет содержанием.

 

Согласитесь, «Чернобыль. Зона отчуждения» звучит, как название жуткой книги на дальней полке с российской фантастикой в любом книжном магазине. Но нет, фантазия у создателей оказалась отменной.

Для начала, это история про путешествия во времени и вызванные ими парадоксы. Пятеро главных героев отправляются в Припять, где есть странные временные воронки, с помощью которых можно путешествовать в прошлое. Наши герои оказываются рядом с Чернобыльской АЭС прямо за несколько дней до жуткой катастрофы.

В каждой истории про путешествия во времени, кроме гигантского простора для фантазии сценариста, обычно встречается первый подводный камень, о который ударяются многие авторы — неаккуратность. Нужно разбираться сразу в нескольких эпохах и чётко прослеживать влияние действий героев в прошлом на события в настоящем. С этим сценаристы справляются отлично. К примеру, сотрудник КГБ в 1986 году, рассматривая российские паспорта парней, родившихся в 1990-ых, замечает любопытную деталь: «Герб царский». Да и про остальные вещи, привычные нам, но пугающие в 1986, тоже прошлись: вещи импортные, непонятные штуки с кнопками и экранами, причёски опять же выделяются.

Тут мы подходим к следующему подводному камню: реакция мира на крупные изменения в прошлом. Я думаю, не стоит объяснять, что вся компания главных героев естественно попытались предотвратить взрыв? После столь масштабного вмешательства всё поменялось в нашем времени и нужно показать этот чудный новый мир. Простой пример, футболка с олимпиадой в Тбилиси-2010, со слоганом «Горные, гордые, твои.» Хотя не буду углубляться в подробности, это интересно открывать самому.

В истории есть не только путешествия во времени, тут можно увидеть ещё и что-то в духе «Лост». Местами это мистическое нагнетание атмосферы, местами это странные сущности и прочие загадки. Но, в отличие от именитого предшественника, все странности разъясняются не к концу последнего сезона, да и объяснения не такие нелепые. Тут создателям «Лост» в пору было бы поучиться у российских авторов.

Кроме работы сценаристов, отдельной похвалы заслуживают операторы. Хотя первый сезон снят проще и дешевле, во втором просто получаешь эстетическое удовольствие от картинки. И как она разительно отличается в разных уголках планеты и в разные эпохи. Если сцены, снятые в наше время как в России, так и в Украине, выглядят сухо и темно, то картинка в 80-х выстраивается похожей на старые чуть выцветшие фотографии, очень узнаваемо. А все действия в пустыне в США имеют очень звенящий цвет, прямо чувствуешь, как там жарко. Картинке колорита добавили и декораторы с костюмерами. В некоторых моментах прямо хочется поставить на паузу и внимательно изучить предмет другой эпохи, очень точно показанный и использованный.

К сожалению, чуть хуже дело обстоит с актерами. Они неплохие, но немного деревянные. Реакции главного героя иногда кажутся крайне непонятными, даже топорными. И особенно заметно это становится в присутствии более опытных актеров (Евгений Стычкин и Владимир Епифанцев).

Многие люди, впервые столкнувшись с этим сериалом, воспринимают его в штыки, даже не посмотрев. Но если они, как и я, дают сериалу шанс, то он им нравится. И они начинают ждать следующего сезона, ведь и первый, и второй в финале дают крутые намёки на то, как же будет развиваться история дальше. Наверное, стоит иногда давать возможность всем показать, чего они стоят, иначе у нас так и будут выходить только очередные «Глухари». А «Чернобыль» я в первую очередь посоветую тем фанатам научной фантастики, которые твёрдо уверились, что у нас полностью забыли навыки создания достойных фильмов в этом жанре. Ура, это не так.