Она же «Грешница»

Преступления и их раскрытие — излюбленная тема в литературе, в кино и на телевидении. Детективные, полицейские и юридические истории всегда пользовались большой популярностью среди читателей и зрителей. Множество фильмов и сериалов рассказывают истории убийц-мужчин, убийцы-женщины встречаются гораздо реже. Но недавно телевидение пополнило копилку сразу двумя достойными внимания сериалами про женщин-убийц: «Она же Грейс» (Alias Grace) и «Грешница» (The Sinner). Оба сериала имеют литературную основу. «Она же Грейс» — экранизация одноименного романа канадской писательницы Маргарет Этвуд. «Грешница» основана на одноименном романе немецкой писательницы Петры Хаммесфар. Но обо всем по порядку.

Она же Грейс

В основе мини-сериала «Она же Грейс» исторический роман, основанный на реальных событиях. Грейс Маркс была ирландской горничной–иммигранткой, которую в 1843 году осудили в Канаде за убийство Томаса Киннира, хозяина дома, на которого работала Грейс, и его экономки Нэнси Монтгомери. Ее предполагаемый сообщник Джеймс МакДермотт был повешен, а сама Грейс Маркс получила пожизненное заключение, начало которого она провела в психиатрической клинике, откуда затем была переведена в кингстонскую тюрьму, одну из самых известных канадских тюрем. Основное действие сериала разворачивается через 15 лет после вышеупомянутых убийств, в дневное время Грейс работает горничной в доме начальника тюрьмы, ночи проводит в камере. Группа прихожан местной методистской церкви во главе со священником симпатизирует Грейс и пытается добиться ее помилования и освобождения. Грейс утверждает, что не помнит, что произошло в день убийств, за которые ее осудили. Священник приглашает специалиста-психиатра доктора Саймона Джордана для того, чтобы тот оценил состояние Грейс и дал свою экспертную оценку относительно ее предполагаемой амнезии, в надежде, что это поспособствует освобождению осужденной.

В течение шести серий, из которых состоит мини-сериал, доктор Джордан проводит серию сеансов с Грейс Маркс в доме начальника тюрьмы. Главной загадкой, конечно, являются сами убийства и роль Грейс в их совершении, но говорить о них Грейс готова далеко не сразу. В ходе бесед с доктором Джорданом она рассказывает о своей жизни в целом, начиная с эмиграции с семьей из Ирландии в Канаду и заканчивая тем, что произошло с ней с момента заключения. Жизнь эта полна лишений, тяжелого труда, бесправности, злоупотреблений окружающих мужчин и не только. Большое место в рассказе Грейс занимает Мэри Уитни, с которой Грейс подружилась в доме, где обе девушки работали горничными, эта дружба и печальная судьба Мэри Уитни оказали большое влияние на Грейс и ее дальнейшую жизнь. К тому моменту, когда их разговор наконец доходит до убийств Томаса Киннира и Нэнси Монтгомери, доктор Джордан совершенно одержим Грейс и фантазиями далеко не невинного толка, несмотря на попытки оставаться объективным в отношении содержания их бесед. Сама Грейс непроницаема, она вежливо и довольно отстраненно рассказывает обо всем, что с ней произошло, не отрываясь от вышивки, и только ее категорический отказ вдаваться в подробности некоторых событий выдает тот факт, что кажущееся безразличие – в том числе способ справиться с пережитой травмой. Достоверность рассказа Грейс, от лица которой ведется основное повествование, периодически ставится под сомнение, ее внутренний монолог и то, что она говорит, далеко не всегда совпадают, но вопрос, с чем это связано, открыт для трактовки: стоит ли за этим злой умысел, последствия амнезии или приобретенное на горьком опыте недоверие к людям, а, может, просто естественное желание произвести положительное впечатление и чуть приукрасить события. Как бы то ни было, собеседник зачарован ее рассказом, и его можно понять, при всей неспешности происходящего история завораживает. И пусть развязка не дает однозначных ответов, ее это нисколько не портит. Сара Гадон великолепна в роли Грейс Маркс, это очень тонкая актерская работа. В эпизодических ролях появляются Анна Пэкуин, Закари Левай и даже мэтр Дэвид Кроненберг. Прекрасно снятый сериал, очень достойная экранизация романа Маргарет Этвуд, у которой, как и в случае с «Рассказом служанки», есть небольшое камео в одном из эпизодов.

Грешница

Начало сериала «Грешница» до некоторой степени обманчиво, кажется, что это будет обычная семейная драма про молодую женщину и ее маскирующийся под счастливый несчастливый брак. Героиня двигается словно во сне, от которого ей явно хочется проснуться, до такой степени, что она предпринимает попытку утопиться во время обычного визита на пляж с любящим мужем и маленьким сыном. Их время на пляже и правда имеет смертельный исход, но не для самой Коры Таннетти (Джессика Бил), а для молодого человека, отдыхавшего на пляже с женой и парой друзей. Веселящиеся соседи по пляжу привлекают внимание героини вызывающим поведением и громкой музыкой, слишком уж велик диссонанс между внутренним состоянием несостоявшейся утопленницы и бурным весельем, происходящим буквально в метрах от нее. Но даже это не может объяснить то, что происходит в следующий момент: не выходя из сомнамбулического состояния и не выпуская из рук нож, которым она только что резала груши своему сыну, героиня встает, преодолевает расстояние до целующейся парочки и начинает беспорядочно наносить удары ножом молодому человеку.

Дальнейшие события развиваются стремительно: немедленный арест, признание в содеянном, многочисленные свидетели, – казалось бы, что тут расследовать. Однако во всем произошедшем не хватает одного важного элемента – мотива преступления. Именно этот вопрос интересует детектива Эмброуза (Билл Пуллман), ведущего дело, именно его он задает Коре во время допроса. И это единственный вопрос, на который героиня, явно шокированная произошедшим, не может дать ответа, просто потому что не знает, что побудило ее убить незнакомого, как она утверждает, человека. Другой махнул бы рукой, признания и показаний свидетелей более чем достаточно, чтобы отправить Кору за решетку на долгие годы. Но Эмброуз явно видит что-то в этой поломанной женщине и не готов бросить расследование, не докопавшись до истины.

Ключ к разгадке, как несложно догадаться, лежит в прошлом Коры и, в частности, в неких событиях пятилетней давности, ставших причиной посттравматической амнезии героини. Как следствие, Кора может дать Эмброузу лишь обрывочную информацию о своем прошлом, да и та подлежит сомнению, потому как пережитая травма делает Кору типичным примером недостоверного рассказчика. Детективу, который и сам переживает личную драму и находится в постоянных метаниях между женой и любовницей-доминатрикс, приходится по крупицам восстанавливать произошедшее с Корой Таннетти пять лет назад, чтобы объяснить совершенное ею убийство на пляже. Некоторая предсказуемость детективных элементов истории — тут и посттравматическое стрессовое расстройство с амнезией и прочими защитными механизмами памяти, и сложные семейные отношения, наложенные на фанатически религиозное воспитание и тяжелое детство, и наркотики — не слишком портит впечатление по той простой причине, что тасуется эта колода довольно причудливо и итоговый расклад получается пусть не идеальным, но все же далеко не таким предсказуемым, как кажется на первый взгляд.

Однако сильная сторона «Грешницы» не в детективной его составляющей, которая, впрочем, держит в напряжении до самого конца, а в том, как развиваются отношения между Корой Таннетти и детективом Гарри Эмброузом, доказывая в который раз, что немножко эмпатии и сопереживания может спасти не только жизнь человека, который в них нуждается, но и самого спасающего. Если у вас были сомнения в актерских способностях Джессики Бил, «Грешница» наверняка их развеет: заставить сопереживать не самой симпатичной героине да еще и убийце – задача не из простых, и Джессика Бил с ней справляется на отлично. Ничуть не уступает ей прекрасный Билл Пуллман: его Эмброуз одновременно и старомодный сыщик а-ля Коломбо, и далекий от совершенства человек, пытающийся справиться с собственными демонами, и веришь и сопереживаешь ему в обеих этих ипостасях. Получит ли сериал продолжение в форме, например, антологии, пока неизвестно, но история Коры Таннетти в нем завершена в рамках восьмисерийного первого сезона. Любители детективных историй, не проходите мимо.

 

Scroll to top