Тор: Рагнарёк

Тор: Рагнарёк

Пока большие звёзды и крупные бюджеты переходят на ТВ, Марвел и Дисней превращают кинотеатры в пристанище сериалов. Три серии в год – это минимум от Марвел, а ведь ещё есть и DC, и отколовшаяся от родителей вселенная людей Икс.

Новый Тор: Рагнарок – это фильм Шрёдингера, он пребывает в супер-позиции, будучи одновременно хорошим и плохим.

Но прежде чем рассказывать о фильме, два слова про первоисточник. И это далеко не “Старшая Эдда”, это вариации на тему от сценаристов издательства Марвел. Конечно, они вдохновлялись легендами скандинавов, но за 55 лет в комиксах очень многое произошло. Во-первых, в комиксах Тор не успел побывать мужем Сиф, во-вторых, в оригинале сын Одина ни разу не умирал. И много-много других отличий. Самым интересным из которых, можно назвать Альтимейт версию Тора. В этой независимой комикс вселенной Тор в первых выпусках был больше похож на галюцинирующего хиппи, случайно нашедшего мощный молот. Поэтому не будем удивляться, если Всеотец ведёт себя странно, Локи ведёт себя странно, Хель ведёт себя очень странно, а уж как странно ведёт себя Тор, я промолчу. К фильму!

Чем он явно плох? Это третий фильм и третья смена как манеры повествования, так и общих тонов. Первый фильм ориентировался на Железного Человека, создавая смесь несгибаемого пафоса и легкой комедийности при столкновении с реальным миром. Главный герой эпичен, и если он и смешит, так только незнанием норм нашего мира, а так комедия на плечах других персонажей. Второй фильм попытался возвести в абсолют пафосность происходящего, добавив в него мрачности. Комедия полностью перешла на долю специально выделенных персонажей. И это было хорошо, так как персонажи в главных ролях хоть и не прямые выходцы из эпосов, но всё же небожители. Иногда лишняя надменность и пафосность речей уместна, иногда нет, но Тор – это первый случай.

Между тем у Марвел идёт третий этап их кино-вселенной, к которому зритель уже начинает уставать от кино-комиксов. Да ладно зритель, я, человек читающий комиксы, начинаю уставать. Но им на счастье во время второго этапа стреляет фильм от Джеймса Ганна, талантливого автора трэш-комедий, да стреляет так, что Кевин Файги резко задумываются о смене общего вектора. Теперь посмотрите на три постера трёх разных частей? Правильно, это не третья часть Тора, это вторая с половиной часть Стражей Галактики. И это для многих будет неприемлемым и даже неинтересным. Люди, незнакомые со всей кино-вселенной, люди, не следящие за всеми перепетиями производства, да очень многие спросят, зачем они смешали Звёздные Войны со скандинавскими мифами.

Чем он явно хорош? А теперь представим, что вы либо видели все-все-все фильмы, либо пришли на аттракцион. Или даже, как я например, устали от кино-комиксов, но порадовались Стражам. В идеале ещё и не читали скандинавских Мифов, а Мьёлнер для вас – это такой молоток. Тут вас ждёт уже гораздо более интересное кино. Тайка Вайтити умеет делать хорошую и нестандартную комедию, и тут он не подкачал. При этом смог выделить места под пафос и проникновенные речи посреди битвы.  И вот готово: два часа и десять минут сплошных удовольствий.

Что на самом деле? Но истина к сожалению посередине.

За сценарий отвечали люди, далёкие от комедий, но близкие нормальной для комиксов пафосности. Люди которые писали и первого Тора, и Агента Картер, и множество мульт-комиксов. Поверх этого каркаса классического повествования натянули множество хороших шуток, которые подчас портят целостность персонажей. Шутка про друга с работы, которую вы видели в трейлерах, не единственная, которая Могучего Тора делает… делает простым парнем. Но даже не это самое неприятное, результатом такого смешения стал очень рваный фильм: когда ты собираешь стену из конструктора Лего и сразу знаешь, что тебе не хватит кубиков одного цвета, ты стараешься вмешать другие.

Отдельного внимания заслуживают актёры. Конечно, они все прекрасные. Хотя тут тоже есть вопросы. Идрис Эльба впервые блеснул в серии про Тора, став из привратника у врат истовым повстанцем. Крис Хемсворт открылся как комедийный актёр. Кейт Бланшет отвечала за всю пафосность, и это было достойно. Джефф Голдблюм в своём амплуа, и это не хорошо, но и не плохо. Удивили Карл Урбан и Энтони Хопкинс. Первый удивил своей точностью эмоций, второй тем, что был хорош только в комедийных сценах, хотя тут могли недостаточно постараться сценаристы с мудростью для Всеотца. Руффало был лучше в образе Халка, раскрыв зелёную сторону Бэннера. Камбербэтч… Вот тут всплывает главная проблема современного состояния кино-вселенной Марвел: персонажей так много, и их нужно постоянно связывать в общее полотно, что хорошие актёры могут появиться на две минуты, чтобы просто помахать руками или сказать фразу, которую ещё и прервут посередине.

Ладно, хватит, пока я не начал выдавать хитросплетения сюжета, будто бы вы их не знали по трейлеру. Вердикт от меня: идти, если хотите посмеяться, и не идти, если ждёте эпика. Ну, а если вы фанат кино-комиксов, я думаю, вам плевать на моё мнение.