Остросоциальные электрические сны

Одновременно с выходом на большой экран нового “Бегущего по лезвию” на экраны поменьше вышел альманах “Электрические сны Филипа К. Дика”. Вы спросите, какая связь? Ответ простой: Голливуд. С момента смерти писателя его экранизировали уже более 15 раз, и впереди ждут новые фильмы и сериалы.

Капюшонщик

Но пока остановимся на том, что есть сейчас. Уже вышло пять серии из десяти, каждая из которых представляет из себя независимую историю по мотивам рассказов автора. Классический теле-альманах, жанр очень популярный для фантастических сериалов. Именно в этом жанре можно рассмотреть одну проблему раз в неделю, не тратя несколько серий на подробное описание мира, в котором оказались главные герои. Нас быстро знакомят с несколькими главными героями, быстро объясняют, чем эта фантастическая версия мира отличается от нашей. А дальше лишь доносят новую философскую идею Дика. Во многом даже визуально сериал придерживается этой схемы, каждый новый фантастический мир — это копия эпохи, в которой он был написан Диком с минимальными фантастическими допущениями.

Планета, которой не было

О чём же эти теле-рассказы? О праве на мысли, о ценности того, что кажется нам далеко не столь уж приятным, даже отвратительным, о желании жить в определённом моменте и, что главное, о том, что не все люди готовы или заслужили свою попытку к бегству. Первая же серия, основанная на рассказе “Капюшонщик”, заставила вспомнить недавний британский сериал “Чёрное зеркало”. Всё так, это препарирование современного общества через призму одного фантастического допущения. В этом мире, похожем на мрачную копию 70-х, есть телепаты, и они на службе у богатеев и репрессивной машины государства. Управляя мыслями простых граждан и выявляя недовольных. Но в обществе назревает конфликт, когда люди заявляют права на свои мысли. Столь простая философская притча приобретает дополнительный аспект, когда мы понимаем, что и сами телепаты не хотят быть инструментами, а хотят быть свободными наравне со всеми.

Проездной билет

Каждая последующая серия задаёт новый “глубокий” вопрос. И уже, со второй серии пропадает этот налёт “Чёрного зеркала”. Да, это всё истории про социум, но не всегда про его пороки, да и не обо всём социуме речь, а только о конкретных его представителях. Та же вторая серия рассказывает о мечтах и желании вернуться в некоторый фиксированный момент и остаться в нём. Мы знаем, что это развитое будущее, люди живут где угодно, но не на Земле. Но в подсознании, где-то в глубине, есть желание вернуться к истокам, вернуться в момент счастья. Ох, как мы готовы бежать за этим счастьем. Но знаете, что? Следующая же серия задаётся противоположным вопросом — может, если нам дать возможность отказаться от того, что нам кажется тяжелым и мешающим, то мы сможем переоценить всё? Может то, что было плохо, столь же важно для целостности нашего я, как и все хорошие моменты, в которые мы пытаемся убежать?

Спешите приобрести!

Но тут наступает следующая серия, в которой нас погружают в цикличность и невозможность вырваться. Да-да, всё, что было сказано до того, крайне важно, краеугольный камень, ценность. Но готов ли конкретно ты вырваться из своего мнимого мира в мир настоящий?

Я пока не смотрю, какие рассказы будут в следующих сериях, просто потому, что пока важна не только мысль в каждом отдельном эпизоде, но и в какой последовательности они нам преподносятся.

Наверное, стоит ещё отметить такой аспект, как актёры и общая картинка. Вот тут расцветает золотая эра телевидения во всей красе. Каждая серия идеально выверенная, точная копия рассказа, от ретро-футуризма серий будущего, до неуловимых отличий в серии про “почти” наше время. Мне кажется очень приятным, что создатели не стали показывать нам образчик современного представления о далеких планетах и коллапсирующем обществе будущего. Нет, они показали нам всё через призму золотой эпохи фантастики. Времён, когда фантастические фильмы не превратились еще в непрекращающийся аттракцион. И тут становится особенно важным, кто же исполняет главные роли. Мы уже видели Стива Бушеми, Тимоти Сполла (Питер Петтигрю из “Гарри Поттера”), Джеральдин Чаплин (не только дочка Чарли Чаплина, но и обладательница нескольких Золотых Глобусов) и Ричарда Мэддена (Робб Старк из “Игры престолов”). И не меньше хороших актёров нас ещё ждут впереди.

Сумеречная зона

Каждый раз сталкиваясь с чем-то столь монументально прекрасным, лично я задаюсь вопросом — а можно ли в ожидании следующей серии посмотреть что-то хоть отдаленно похожее? Сегодня я дам сразу два ответа на этот вопрос.

За гранью возможного

Да, можно: это альманах “Сумеречная зона”, который идеально подойдет для любителей научной фантастики любой эпохи просто потому, что он выходил в разные эпохи (1959—1964, 1985—1989 и 2002—2003). И “За гранью возможного” (1963—1965 и 1995—2002). У обоих есть одно важное преимущество над “Электрическими снами” – разнообразные авторы. Поэтому мы можем взглянуть на многие проблемы и вызовы, которые встают перед человечеством, социумом и личностью, с разных углов. Но тут вступает в силу второй мой ответ.

Нет, аналогов нету. Сколь бы ни были культовы эти два сериала, они снимались по сценариям не столь именитых писателей и в эпоху плохой картинки и низких бюджетов.

Чёрное зеркало

Получается, у нас есть хорошие фантастические альманахи, которые сейчас могут смотреть только ярые фанаты научной фантастики, но до этого года у нас не было ничего подобного сериалу по Филипу К. Дику? К счастью это не так. В самом начале я упомянул сериал “Чёрное зеркало”, который хорошо снят, хорошо сыгран и с очень хорошими сюжетами. Просто он концентрируется только на пороках общества, а Филип пытался понять человека.