Служанки и безумцы

Служанки и безумцы

“Рассказ служанки” (The Handmaid’s Tale) – несомненно одно из самых главных сериальных событий года, один из триумфаторов недавней церемонии Эмми 2017 года: победитель аж в 8 номинациях, в том числе таких престижных как “Лучший драматический сериал” и “Лучшая актриса в драматическом сериале” (Элизабет Мосс). О “Рассказе служанки” и о том, что у него общего со знаменитым сериалом “Безумцы” (Mad Men), сегодня и пойдет речь.

(Элизабет Мосс и Маргарет Этвуд, кадр из “Рассказа служанки”)

“Рассказ служанки” – экранизация одноименного романа-антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд 1985 года. Действие разворачивается в республике Гилеад, в которую превратилась часть территории США после военно-религиозного переворота. Мир “Рассказа служанки” поражен чумой, имя которой бесплодие. В этом мире те немногие женщины, которые способны зачать и родить ребенка, представляют особый интерес. В Гилеад, которая по сути своей является экстремистской религиозной диктатурой, этот интерес выражается в том, что на таких женщин ведется самая настоящая охота, их разлучают с семьями и детьми, отправляют сначала в специальные казармы для подготовки к так называемой “священной миссии”, а затем поселяют в семьи высокопоставленных чиновников Гилеад, где они ежемесячно вынуждены участвовать в так называемой “церемонии” с хозяевами дома, целью которой является зачатие. Никаких прав у таких женщин-“служанок” нет, есть только функция: быть ходячим инкубатором. У главной героини, играет которую потрясающая Элизабет Мосс, до переворота была совершенно обычная жизнь: офисная работа, муж, маленькая дочка, друзья, но все это в прошлом, теперь она та самая “служанка” из названия, живущая в доме влиятельного чиновника по имени Фред, у нее отобрали даже ее настоящее имя: теперь ее зовут просто Оффред, т.е. принадлежащая Фреду.

В “Рассказе служанки” есть “до” и “после”: главная героиня постоянно вспоминает о своей жизни до переворота, о семье, которую она потеряла, и это самое “до” от жуткого настоящего героини отделяет всего несколько лет. Несколько лет, за которые реальность, которая до боли напоминает нашу, превратилась в общество победившего религиозного фашизма, прикрывающего чудовищные деяния религиозными ценностями. Смотреть “Рассказ служанки” невыносимо жутко, особенно на фоне текущей политической ситуации и активных попыток церкви слиться с государством и влиять на законодательство, в том числе в сфере прав женщин, но именно этот контекст делает сериал обязательным к просмотру. Недаром красные одежды и белые чепцы “служанок” стали облачениями, в которых женщины в разных странах мира протестовали в этом году против попыток ввести законодательные ограничения их права распоряжаться собственным телом по своему усмотрению.

(Самира Уайли, Элизабет Мосс, Ивонн Страховски)

Впрочем, контекст – не единственная причина смотреть “Рассказ служанки”. Это прекрасно снятый сериал, очень атмосферный, с потрясающими костюмами и великолепными актерскими работами. Помимо упомянутой уже фантастической Элизабет Мосс, играют в нем Джозеф Файнс, Ивонн Страховски, Энн Дауд, Алексис Бледел, Самира Уайли и др. И, пожалуй, еще одной из главных причин, по которым смотреть “Рассказ служанки” однозначно стоит, является то, что при всей жути и кажущейся беспросветности происходящего в нем, в каждой серии есть какой-то проблеск надежды, признак того, что сила духа главной героини и ее товарок по несчастью не сломлены, за фасадом практически животной покорности судьбе скрывается невероятная сила воли и инстинкт выживания, а из-под скрывающих лицо широкополых белых чепцов сверкают глаза отнюдь не побежденных женщин.

 

Если вы задумались, кто же такая Элизабет Мосс и где еще вы могли ее видеть, то самое время вспомнить, что Оффред – не первая знаковая роль актрисы. Поклонники сериалов, конечно же, помнят Элизабет Мосс по роли Пегги Олсон в культовом сериале “Безумцы” (Mad Men, 2007-2015).

Главным героем этого сериала про рекламщиков с Мэдисон авеню 1960-х годов был, конечно же, красавец и один из лучших сериальных антигероев Дон Дрейпер в исполнении Джона Хэмма. Но именно Пегги Олсон, протеже Дона Дрейпера, была одним из самых интересных персонажей “Безумцев”, пройдя за семь сезонов путь от секретарши-“гадкого утенка” до успешного копирайтера, с которой считаются даже самые закоренелые шовинисты рекламного мира 1960-70-х годов.

Трансформация Пегги Олсон из неуверенной в себе и своих способностях девушки со старомодной прической-хвостиком в профессионала своего дела, которая знает, чего хочет и как этого добиться, делает ее в нарративе “Безумцев” равной по значимости самому Дону Дрейперу, героиней в противовес центральному антигерою. Недаром отношения между этими двумя персонажами представляют собой одну из интереснейших динамик в сериале. Это отношения, которые практически мгновенно из стадии “босс-секретарь” перерастают в отношения “ментор-ученик”, когда Дон осознает, что у новенькой секретарши несомненный талант к написанию рекламных текстов, а со временем герои и вовсе все чаще выступают на равных. Тот факт, что сценаристам удалось показать пусть не идеальные, но честные и уважительные отношения между Доном и Пегги, не наступив при этом на романтические грабли, особенно учитывая впечатляющий список женщин, не устоявших перед шармом Дона Дрейпера, является одной из несомненных заслуг и удач “Безумцев”.

Сериал “Безумцы” семь раз номинировался на Эмми как лучший драматический сериал и выиграл первые четыре из этих номинаций. Джон Хэмм также получил семь номинаций как лучший актер в драматическом сериале за роль Дона Дрейпера, но выиграл лишь единожды, за последний сезон “Безумцев”. А вот Элизабет Мосс, несмотря на шесть номинаций за Пегги Олсон, так ни разу заветную статуэтку Эмми и не получила, для этого ей пришлось дожидаться роли в “Рассказе служанки” и заслуженного триумфа на церемонии Эмми 2017 года.

Миры “Безумцев” и “Рассказа служанки” сравнимы лишь до определенной степени: и там, и там женщины выставлены существами низшей категории в глубоко патриархальной системе, но пропорции бесправности несомненно разнятся. “Безумцы” – мир прошлого, устаревший и обреченный на перемены. “Рассказ служанки” – антиутопический мир будущего, внедряющий так называемые “традиционные ценности” из архаичных религиозных текстов. В “Безумцах” Пегги Олсон личным примером меняет окружающий мир к лучшему, удастся ли это Оффред в “Рассказе служанки” покажет время.

 

“Рассказ служанки” (The Handmaid’s Tale, 2017). Вышел 1 сезон, состоящий из 10 серий. Стриминговый сервис Hulu официально продлил сериал на второй сезон.

“Безумцы” (Mad Men, 2007-2015), 7 сезонов. Выходил на американском телеканале АМС.