Почему я всё ещё верю в Богов

Почему я всё ещё верю в Богов

Закончился сезон «Американских богов», и я всё ещё считаю, что это лучшее из того, что произошло в этом году на телевидении.

Да, в этом году вышло очень много хороших сериалов. От самых “кассовых”, вроде «Игры престолов», и самых ожидаемых, вроде «Твин Пикс», до менее известных сериалов на ту же тему, вроде «Рассказа служанки» отдалённо на ту же тему. Так почему же я всё так же остаюсь приверженцем именно «Американских богов», помимо того, что я фанат Нила Геймана? Давайте по порядку.

Взгляд иностранца. У Нила Геймана в книге получилось показать Америку и её богов со стороны, он сам Инглишмен ин Нью-Йорк, и книга во многом такая же. И это же передалось и в сериал. Спросите, почему же это так важно? В большинстве сериалов и фильмов рассказ идёт с точки зрения человека, который живёт в стране или городе, а если и показывают иностранца в новых условиях, то происходит это клишированно и поверхностно, как в «Васаби». Да, это хороший фильм, но там нету Японии, там есть несколько стереотипов. Но не в Богах, тут за путешествием в самую глубь страны следит человек, который, так же как и многие зрители, впервые знакомится с этими уголками. Для него интересны мелочи, он на них обращает внимание. Благодаря этому изучение становится более глубоким. Мы глубже узнаём истоки всего происходящего. Но это, конечно, также играет на экспозицию, всё-таки старые боги – это гости, в то время как новые – это хозяева.

Честность пересказа. Благодаря феноменальному успеху «Игры престолов» мы привыкли к оголенной плоти на экране, а также к крови и прочим прелестям средневековья. Этим уже никого не удивить. Но все создатели сериалов до сих пор боятся религиозной темы. Если и проходятся по этой теме, то с явным уважением или используя вымышленные культы — опять же «Игра престолов» и «Рассказ служанки». Но создатели сериалов, помимо явно неприкрытого религиозного экстаза, связанного с давно забытыми богами прошлого, вспоминаем самую эмоционально возвышенную сцену жертвоприношения с царицей Савской, не испугались упомянуть и тех, кого никак не было в оригинале. Да, Гейман не стал упоминать авраамические и дхармистические религии не из боязни преследования, он посчитал, что их боги явно накормлены вниманием паствы и вдали от этих древних недоразумений. Но создатели сериала не испугались показать и борьбу внутри разных кланов Иисусов и то, как они отличаются друг от друга. Что делает данный анализ человеческого мифотворчества ещё более интересным.

Разнообразие орудий. Помимо прочего, в книгах Геймана всегда много-много разных историй, они наслаиваются друг на друга, а иногда происходят независимо друг от друга. Постоянные переходы от основных событий к истории прошлого и обратно. И тут создатели сериала смогли добиться неимоверно сложного, все эти события из прошлого, они ведь не истина в последней инстанции, они один из вариантов, история на грани реальности, ещё не миф, но уже и не честный мир достоверности. И именно тут включились разнообразные элементы визуального повествования. А ещё это нас подводит к следующему пункту.

Правдоподобность. Мир «Американских богов» – это неуловимая надстройка над реальностью. Это абсолютно честный и реальный мир, где живут мелкие аферисты, не дождавшиеся жены, неприспособившиеся эмигранты и прочие, но над ним есть небольшая такая прослойка мифа. Ты заранее не уверен, что главные герои сами верят в этот миф, хоть и живут в нём. И это не заставляет тебя принимать правила, в которых ты не можешь разобраться до конца, и в это проще поверить просто потому, что это те самые улицы и дома, где ты можешь оказаться в любой момент.

Самое очевидное. Ну и, конечно, всё это создаётся благодаря по-настоящему великим актерам: Криспин Гловер, Иэн МакШейн, Джиллиан Андерсон, Орландо Джонс, Петер Стормаре — и очень сильными новичками. Хотя это достижение тех сериалов, где на экране появились мэтры, вроде Джереми Айронса, Шона Бина, Питера Динкледжа, Кевина Спейси. Но, чёрт побери, всё больше и больше матёрых актеров приходят в сериалы, и Боги это очередное подтверждение, что ТВ – это новый Голливуд.

Не думайте, что я считаю этот сериал идеальным, я понимаю, что в нём есть много недостатков. Главный из которых: «Когда я читал, я представлял всё по другому.» Или: «Вы знаете, я не читал, поэтому не смог разобраться с персонажами.» Так вот, первое – это нормально, а второе – что ж, к этому моменту в книге далеко не все персонажи раскрылись, а многие всё ещё остаются загадками. Тем не менее, это хороший звоночек, подтверждающий, что хороших и умных развлечений становится всё больше и больше.

Будем ждать второй сезон. Будем ждать «Благие знамения» по книге Геймана и Терри Пратчета. И будем надеяться на «Песочного человека» по комиксам Геймана. Но о последнем как-нибудь в другой раз.